ОРКСЭ и ОДНКНР

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России делается акцент на воспитание личности «в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Вопрос о необходимости осознания единой национальной идеи, воспитания подрастающего поколения, готового, сохраняя свою национальную идентичность, вести созидательный диалог с народами иных культур, сегодня для общества является особенно актуальным.

С 1 сентября 2012 года распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р в образовательную деятельность введено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ), включающего 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени в 4-х классах. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 1 сентября 2015 года определена обязательная для изучения предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР), которая предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, воспитание уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы.

Письмо Минобрнауки № 08-761 от 25.05.2015 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно- нравственного воспитания;
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно- методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://orkce.apkpro.ru

 

Методические рекомендации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Информационно-образовательные ресурсы:

 

Образовательные ресурсы ОРКСЭ:

Методологические основы преподавания курса ОРКСЭ
Методическое пособие для учителя по ОСЭ
Методическое пособие для учителя по ОМРК
Методическое пособие для учителя по ОПК
Методические рекомендации по проведению итоговых уровов курса ОРКСЭ

Образовательные ресурсы ОДНКНР:

ОДНКНР-МАРАФОН
А.Е. Кулаков История религий в России методическое сопровождение. Лекции 5-8
А.Е. Кулаков История религий в России методическое сопровождение. Лекции 1-4